Ярославский вокзал

Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Ярославская.

Вокзал расположен на Комсомольской площади — площади Трёх вокзалов. Он связывает Москву с районами Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также со столицами Китая, Монголии, КНДР. Ярославский вокзал принимает часть пассажиропотока Горьковского направления Курского вокзала по соединительной ветке Фрязево — Мытищи. Здесь начинается самая длинная в мире железнодорожная магистраль Москва — Владивосток, длина которой — 9302 км.
Пересадка на железнодорожную платформу Каланчёвская.
Пересадка на станции метро «Комсомольская (Кольцевая)» и «Комсомольская (Сокольническая)».
В XVII в. на современной площади Трех вокзалов расстилалось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы. Там в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом. Поэтому простиравшееся к востоку до Красного пруда поле тоже получило название Каланчевское. На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор был расположен на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него проходила дорога на Красное село и дальше на восток.
В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов. Этот взрыв потряс дома всей восточной части Москвы. А в 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом, сейчас Ленинградский, был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Длина этой дороги была всего 65 верст.
Появление железной дороги от Москвы на север страны приходится на годы оживленного транспортного строительства в России, развернувшегося во второй половине XIX века. Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Васильевичу Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству «первой русской», то есть без участия иностранного капитала, частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов, искавших выгодного помещения капитала. Активным его помощником в этом деле стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова. В газетах тех дней писали, что многие ездят в Лавру по два и три раза в год, число паломников будет расти, что у дороги «разведутся огороды и скотные дворы, потому что доставка огородных овощей и масла будет стоить безделицу по сравнению с гужевой».
Место для вокзала определили сразу и окончательно. Было решено поставить его, согласно регламенту для казенных зданий, по ранжиру, на одной линии со зданием Николаевского вокзала. Для строительства «здания Ярославской железной дороги» по рекомендации одного из учредителей Ф. В. Чижова был приглашен из Петербурга архитектор Роман Иванович Кузьмин.
Как было записано в Уставе дороги, движение поездов «должно быть открыто через три года после начала работ». Летом 1862 года истекал срок. К этому времени уже была закончена кирпичная кладка залов «приезда и отъезда» главного пассажирского здания. Почти закончено было строительство паровозного депо и вагонного сарая. Все это было «частью покрыто крышами». Вся постройка обошлась в 220 тыс. руб. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Правда, у него была одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Построенное в 1860–1862 годах белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий. Дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения. Фирма Борзиг уже доставила 8 заказанных ей паровозов серии «Бп». Когда открывалась Ярославская дорога, было всего шесть станций: Москва, Мытищи, Пушкинская, Талица (с 1904 г. — Софрино), Хотьково и Сергиев Посад. К 1900 г. на станции Сергиево построили еще и летний вокзал площадью в 100 кв. сажен для пассажиров, которые прибывали в Лавру в летнее время.
Долгое время вокзал простоял практически без изменений. В 1900 году пассажирское здание было увеличено пристройкой и надстройкой части второго этажа. Было принято решение о расширении как пассажирских помещений, так и помещений Управления дороги. Но это мало что изменило. В связи с усилившейся интенсивностью движения поездов, удлинением Московско-Ярославской железной дороги до Архангельска и присоединением к ней Шуйско-Ивановской, Ярославско-Костромской, Ярославско-Рыбинской и Александровско-Ивановской дорог вопрос о строительстве нового вокзала встал особенно остро. В 90-х гг. XIX столетия в России начался второй этап бурного железнодорожного строительства, непосредственно связанный с наступлением промышленного подъема. Небольшая Троицкая дорога значительно выросла и стала именоваться Московско-Ярославско-Архангельской. Конечно же, выросли перевозки не только грузов, но и пассажиров. К весне 1900 г. дорога эта перешла в казну, в ведение Министерства финансов. Этот вариант был не лучшим. С 1 января 1902 г. дорога стала подчиняться Министерству путей сообщения. Теперь уже не частное общество, а государство принимало меры к строительству нового, более вместительного и современного вокзала. Проведенная в 1900 г. «пристройка и надстройка части второго этажа» положение не изменила: в активе у вокзала было лишь 230 кв. сажен служебной площади.
Проект нового Ярославского вокзала в Москве был поручен Ф. О. Шехтелю. Выразительность и продуманная его функциональность впечатляла: не случайно проект этот был довольно быстро одобрен во всех инстанциях, в том числе и Николем II. Из-за осенних затяжных дождей и «за поздним временем» капитальную перестройку отложили до весны 1902 г. В строительстве были применены новые материалы: железобетон, металлоконструкции, облицовочные плитки. Шехтель сумел создать уникальное здание со значительно меньшими затратами, чем потребовал бы традиционно штукатурный метод. Вся работа обошлась в 300 тыс. рублей при ощутимо ускоренном сроке постройки.
В 1906–1907 годах вокзал был заменен новым, выполненным в неорусском стиле. Он был втрое больше прежнего. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающим прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля были использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, которые делали облик здания неповторимо причудливым. «Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера».
По проекту Л. Н. Кекушева в 1910-х годах был построен перрон. При реконструкции в 1965–1966 годах со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
В 1995 г. закончилась вторая реконструкция. Цель её — расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшими пассажиропотоками. В результате перепланировки внутренних помещений освободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров. Более удобно расположили 35 билетных касс. Кассовый зал вынесли на первый этаж, а освободившуюся площадь (1,5 тыс. м2) переоборудовали под зал ожидания; отремонтировали галерею, колонный зал; заново отделали потолок, смонтировали автоматические средства пожаротушения, электронную информационную систему.
Ярославский вокзал — крупнейший вокзал столицы. С него ежесуточно отправляется около 300 пар поездов, а также выполняется значительный объём пригородных перевозок пассажиров.
Дополнительная информация
Адрес: Комсомольская пл. д. 5
Телефон: 266-65-15, 621-59-14
Возможен гибкий режим работы билетной кассы, технологический перерыв — с 02:00 до 04:00.

Расписание движения поездов: Ярославский вокзал - отправление

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

066ыа 

абакан

22.55

 фирменный

по сб

74.55

01.50

068ыа 

абакан

22.55

 скорый

кроме сб

74.55

01.50

898ма 

александров

18.40

 электричка

ежедневно

01.34

20.14

016яа 

архангельск

10.05

 скорый

ежедневно

20.46

06.51

318ма 

архангельск

19.35

 фирменный

7 раз в 2 недели

22.48

18.23

350ча 

благовещенск

13.35

 пассажирский

7 раз в 2 недели

141.48

11.23

002ма 

владивосток

21.25

 фирменный

7 раз в 2 недели

145.58

23.23

060яа 

вологда

20.20

 скорый

кроме сб

09.20

05.40

042ва 

воркута

21.50

 скорый

ежедневно

40.40

14.30

376яа 

воркута

12.30

 пассажирский

ежедневно

48.50

13.20

662яа 

иваново

22.05

 местный

ежедневно

07.02

05.07

030на 

кемерово

22.40

 фирменный

7 раз в 2 недели

54.17

04.57

674яа 

кинешма

00.20

 местный

ежедневно

09.07

09.27

032га 

киров

18.50

 скорый

ежедневно

13.23

08.13

148яа 

кострома

22.20

 фирменный

ежедневно

06.40

05.00

320яа 

котлас

19.05

 пассажирский

ежедневно

22.01

17.06

056ыа 

красноярск

16.20

 фирменный

7 раз в 2 недели

59.50

04.10

022яа 

лабытнанги

19.50

 фирменный

5 раз в 2 недели

45.40

17.30

210ча 

лабытнанги

19.50

 скорый

9 раз в 2 недели

45.40

17.30

036эа 

нижний новгород

23.40

 скорый

ежедневно

07.38

07.18

050еа 

нижний тагил

20.05

 фирменный

7 раз в 2 недели

31.54

03.59

026на 

новосибирск

16.20

 фирменный

7 раз в 2 недели

46.40

15.00

012яа 

новый уренгой

16.50

 фирменный

3 раза в 2 недели

64.35

09.25

004за 

пекин

21.35

 скорый

по чт

132.29

10.04

020ча 

пекин

23.55

 скорый

по пн

145.36

01.31

018еа 

пермь

12.45

 скорый

ежедневно

21.10

09.55

084ма 

приобье

16.50

 скорый

7 раз в 2 недели

47.58

16.48

084эа 

приобье

16.50

 скорый

7 раз в 2 недели

51.57

20.47

316ма 

северодвинск

19.35

 фирменный

7 раз в 2 недели

23.33

19.08

034яа 

сосногорск

14.05

 скорый

5 раз в неделю

28.55

19.00

024ча 

сыктывкар

14.05

 фирменный

2 раза в неделю

25.42

15.47

038на 

томск

22.40

 фирменный

7 раз в 2 недели

57.00

07.40

006ча 

улан-батор

21.35

 скорый

по вт

100.55

02.30

044эа 

хабаровск

00.35

 скорый

7 раз в 2 недели

148.19

04.54

126яа 

череповец

21.05

 фирменный

ежедневно

11.20

08.25

340ча 

чита

13.35

 пассажирский

7 раз в 2 недели

107.04

00.39

060яе 

шарья

20.20

 скорый

1 раз в неделю

12.44

09.04

092яа 

ярославль

16.35

 скорый

по чт

03.55

20.30

606ма 

ярославль

01.15

 местный

по пт

04.07

05.22

812яа 

ярославль

16.35

 электричка

кроме чт

03.55

20.30

814яа 

ярославль

08.20

 электричка

кроме ср

03.57

12.17

 

Расписание движения поездов: Ярославский вокзал - прибытие

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

065ыа 

абакан

15.20

 фирменный

по вт

73.38

16.58

067ыа 

абакан

15.20

 скорый

кроме вт

73.38

16.58

887ха 

александров

06.50

 электричка

ежедневно

01.38

08.28

015яа 

архангельск

19.32

 скорый

ежедневно

21.11

16.43

317ма 

архангельск

10.55

 фирменный

7 раз в 2 недели

23.03

09.58

603вд 

березники

14.20

 местный

7 раз в 2 недели

38.55

05.15

349ча 

благовещенск

07.48

 пассажирский

3 раза в неделю

140.23

04.11

001ма 

владивосток

15.20

 фирменный

7 раз в 2 недели

146.38

17.58

903эа 

владивосток

03.20

 грузо-пассажирский

1 раз в неделю

213.40

01.00

917эа 

владивосток

08.45

 грузо-пассажирский

1 раз в 2 недели

187.15

04.00

945эа 

владивосток

04.05

 грузо-пассажирский

1 раз в 2 недели

190.57

03.02

059яа 

вологда

21.15

 скорый

кроме вс

08.46

06.01

041ма 

воркута

18.35

 скорый

ежедневно

39.55

10.30

375яа 

воркута

17.10

 пассажирский

ежедневно

46.33

15.43

661ма 

иваново

22.40

 местный

ежедневно

06.51

05.31

029на 

кемерово

09.25

 фирменный

7 раз в 2 недели

55.05

16.30

674ма 

кинешма

18.05

 местный

ежедневно

10.30

04.35

031га 

киров

20.00

 скорый

ежедневно

13.43

09.43

147яа 

кострома

23.00

 фирменный

ежедневно

06.43

05.43

319яа 

котлас

07.25

 пассажирский

ежедневно

21.40

05.05

055ыа 

красноярск

18.15

 фирменный

7 раз в 2 недели

60.00

06.15

079ыа 

красноярск

14.03

 скорый

3 раза в неделю

64.20

06.23

021на 

лабытнанги

08.25

 фирменный

5 раз в 2 недели

44.30

04.55

209ма 

лабытнанги

08.25

 скорый

9 раз в 2 недели

44.30

04.55

953рб 

лабытнанги

09.35

 грузо-пассажирский

9 раз в 2 недели

54.08

15.43

035га 

нижний новгород

22.45

 скорый

ежедневно

07.45

06.30

049еа 

нижний тагил

20.40

 фирменный

7 раз в 2 недели

32.35

05.15

025на 

новосибирск

07.05

 фирменный

7 раз в 2 недели

47.10

06.15

913на 

новосибирск

18.46

 грузо-пассажирский

по ср, сб

57.14

04.00

011еа 

новый уренгой

11.50

 фирменный

3 раза в 2 недели

66.17

06.07

003за 

пекин

03.45

 скорый

по ср

130.43

14.28

019ча 

пекин

18.56

 скорый

по вс

143.17

18.13

017еа 

пермь

08.49

 скорый

ежедневно

21.18

06.07

084еа 

приобье

07.34

 скорый

7 раз в 2 недели

46.33

06.07

084иа 

приобье

04.13

 скорый

7 раз в 2 недели

50.02

06.15

315ма 

северодвинск

10.09

 фирменный

7 раз в 2 недели

23.49

09.58

351жц 

советская гавань

10.04

 пассажирский

7 раз в 2 недели

175.54

17.58

033яа 

сосногорск

05.10

 скорый

9 раз в 2 недели

28.02

09.12

024яа 

сыктывкар

07.35

 фирменный

5 раз в 2 недели

25.37

09.12

028яб 

сыктывкар

07.35

 скорый

9 раз в 2 недели

25.37

09.12

034нц 

сыктывкар

07.45

 скорый

5 раз в неделю

25.27

09.12

007еа 

тавда

15.08

 скорый

7 раз в 2 недели

39.15

06.23

037на 

томск

07.12

 фирменный

3 раза в неделю

57.18

16.30

005ща 

улан-батор

09.50

 скорый

по пн

100.38

14.28

615яб 

усинск

16.10

 местный

ежедневно

42.20

10.30

043эа 

хабаровск

08.13

 скорый

по чётным

146.50

11.03

126ча 

череповец

22.40

 фирменный

ежедневно

10.47

09.27

339ча 

чита

18.19

 пассажирский

по нечётным

105.52

04.11

689яб 

шарья

16.50

 местный

кроме вс

13.11

06.01

091яа 

ярославль

07.15

 скорый

по чт

03.58

11.13

605яа 

ярославль

18.47

 местный

по сб

04.23

23.10

811са 

ярославль

07.15

 электричка

кроме чт

03.58

11.13

813яа 

ярославль

16.30

 электричка

кроме чт

03.43

20.13

Расписание рекламное, возможны изменения.


Top.Mail.Ru