Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Киевская
Вокзал расположен на пл. Киевского вокзала. От него идут электрички на Солнечную, Лесной Городок, Апрелевку, Бекасово, Кресты, Нару (Наро-Фоминск), Малоярославец, Калугу-1 и Калугу-2, а также экспрессы до аэропорта «Внуково» и Калуги. Поезда дальнего следования с вокзала идут на Брянск, далее — на Киев, оттуда — в другие крупные города Украины.
Пересадка на станции метро «Киевская (Кольцевая)», «Киевская (Филёвская)», «Киевская (Арбатско-Покровская)».
Киевский вокзал стоит на месте, которое когда-то называлось Дорогомиловская слобода. В правление Великого князя Василия III. в 1412 году впервые в летописи эта местность названа Дорогомиловом. Примерно в это же время сюда были переселены из села Вязьмы «государевы ямщики». Этих крестьян освободили от всех повинностей, но взамен этого они обязаны были заниматься «ямской гоньбой» — перевозить пассажиров и грузы. В писцовых книгах об этом было записано: «Охотники ямские переведены при царе Иване Васильевиче под Москву в Дорогомиловскую слободу». Так на правом, ранее не заселенном берегу, в западном предместье города возникла Дорогомиловская ямская слобода. Организованная система сообщений — ямская гоньба, по свидетельству большинства сохранившихся документов, окончательно оформилась при Иване III (1462–1505), который завершил государственное объединение Руси. На окраинах Москвы примерно в одно и то же время для ямской гоньбы были расселены ямские охотники, которые состояли на службе у государства. Так на карте города появились Тверская-Ямская, Переяславская, Рогожская, Коломенская и Дорогомиловская ямские слободы. В конце XVI в. Борис Годунов поселил по обеим сторонам Большой Дорогомиловской улицы ямщиков, образовавших ямскую извозчичью слободу. В 1638 г. в слободе было 74 двора, а в 1653 г. — 87 дворов. В конце XIX века набиравшее силу «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» приняло решение проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России. Совет Министров разрешил создаваемому «Обществу Московско-Киевско-Воронежской железной дороги» с лета 1895 года приступить к строительству магистрали. Дорогомилово для этих целей подходило как нельзя лучше. Здесь было много свободных, не занятых капитальной застройкой земель. В основном, это огороды, дровяные склады, пустоши. Без особых затрат на снос домов и строений здесь можно было разместить железнодорожное хозяйство. Правление железной дороги попросило у власти отвести под застройку участок земли, известный под названием «Бережковские огороды». Дума не возражала. Внимание правления было обращено на то, что с устройством грузовой и пассажирской станций движение по мосту через Москву-реку и вдоль ее берега к товарной станции значительно усилится. А набережная в том месте не устроена, ежегодно размывается в половодье. К тому же, Бородинский мост стал ветхим. В связи с этим город потребовал обустроить набережную Москвы-реки от моста до владений железной дороги и, главное, построить новый Бородинский мост. В Дорогомилово старый деревянный мост, который с 1837 года носил название Бородинского в память 25-летия славной победы русских войск под Бородином, в 1868-м заменили на железный с фермами на каменных быках. Длина моста — 138,8 м, ширина — 14,9 м. Этот мост, построенный по проекту инженера В. К. Шпейера, простоял до 1912 года, потом его заменили новым. Всего под железнодорожные пути и устройство станций в Дорогомилово из владений Москвы отходило в собственность дороги 88660 кв. саженей земли. Основная часть отчуждаемой земли была в аренде у крестьян Балабановых. Дороге отошли и земли рядом стоящей церкви Тихвинской Божьей Матери. Пустынная когда-то окраина Москвы в 1897–1899 годах превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли был выделен под товарную станцию, где довольно быстро вырос кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора. Здание конторы сохранилось до наших дней. К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом». Действительно, новый Брянский вокзал не украшал город. Это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление, что оно — временное. Быть может, оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичный вокзал. Это «временное пассажирское помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы. Судя по открыткам тех дней, это действительно маловыразительное деревянное здание длиной по фасаду в 45 сажен. Общая площадь — 200 кв. сажен. 29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. Вокзал к открытию был украшен пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В. М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М. И. Григорьевым. После открытия новой линии по ней ходили всего два пассажирских поезда. Товарные же перевозки с первых дней стали активно расти. Дорогомилово было единственным местом в Москве, в котором железнодорожные перевозки легко было увязать с Москвой-рекой и развивающимся судоходством. В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработку проекта поручили архитектору И. И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. В то время все пространство до берега было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминали прежний вокзальный коридор, в который с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В. Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет. Его закончили уже после революции, в 1920 году.
В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово.
10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки». В 1937 году в Дорогомилово провели метро (вторая линия в Москве). Возле Киевского вокзала появилась станция «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). После войны, в 1952–1953 годах, здесь была сооружена новая станция, центральный зал которой спроектировали архитекторы Л. В. Лилье, В. А. Литвинов, М. Ф. Марковский и В. М. Добровольский, а надземный вестибюль — архитекторы И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов. В 1954 году здесь же построили подземный зал станции «Киевская-кольцевая».
Киевский — один из самых красивых вокзалов столицы. В архитектуре вокзального комплекса, построенного по проектам архитекторов Ивана Рерберга и Виктора Шухова, воплотилось переосмысление классицизма в традициях XX века. По проекту В. Шухова был воздвигнут дебаркадер. Это грандиозная, величественная и вместе с тем изящная конструкция из стекла и металла, напоминающая парящий в воздухе прозрачный купол. Киевский вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. Поезда, приходящие с юго-западного направления, подходили к вокзалу под параболическое покрытие над подъездными путями (высота — 28 м, ширина пролета — 46 м, было модернизировано и увеличено перед Олимпиадой 1980 г.). Далеко была видна башня высотой 51 м с часами, поставленная асимметрично зданию вокзала. Её украсили выразительные скульптуры орлов с распростертыми крыльями, так напоминающие тех, которые стоят на памятниках Бородинского поля. Фигуры на здании вокзала олицетворяли промышленность и сельское хозяйство юга. Они были сделаны из нового тогда материала — бетона — молодым скульптором С. С. Алешиным. Залы ожидания просторные. Площадь центрального — 900 кв. м. Отделка залов ожидания соответствовала стилю фасадов, в некоторых сохранилась настенная и плафонная живопись (художники И. И. Нивинский, Ф. И. Рерберг). К зданию вокзала примыкал перронный зал. Решение его отличалось простотой и конструктивной смелостью: огромное пространство над платформами перекрывали большепролётные остеклённые арочные конструкции (длина 321 м, ширина 47 м, высота 30 м), разработанные В. Г. Шуховым и выполненные фирмой Бари из ажурных металлических форм. В 1940–45 гг. с северной стороны был пристроен корпус с пригородным кассовым залом и вестибюлем станции метро «Киевская» (архитектор Д. Н. Чечулин). В 1976 г. дополнительно сооружены помещения для автоматических камер хранения ручной клади. При реставрационных работах 1979–81 гг. была несколько модернизирована кровля перронного зала, воссозданы элементы первоначальной внутренней отделки. Московская железная дорога провела реконструкцию вокзального комплекса, в ходе которой заменен дебаркадер. Новое сооружение выполнили из антикоррозийной стали и сверхпрочного стекла. При этом авторами проекта был сохранен его исторический облик. Дебаркадер смонтирован при помощи сварки и болтовых креплений, стилизованных под «клепку» начала прошлого века. Вокзал обслуживает более 7 тыс. пассажиров в зимний период, а летом — свыше 30 тыс. только в дальнем сообщении. Киевский вокзал связывает Москву с городами Украины и Молдавии. Отсюда отходят поезда на Рим, Стамбул, Афины, Вену, Софию, Будапешт, Прагу, Бухарест, Белград. Прямые электропоезда с Киевского вокзала связывают Москву с такими городами Московской Области, как Апрелевка, Наро-Фоминск, Балабаново, Обнинск, Малоярославец, Калуга.
Дополнительная информация
Адрес: пл. Киевского вокзала, д. 2а
Телефон: 8 (499)240-11-15,(04–15)
Возможен гибкий режим работы билетной кассы. Технологический перерыв — с 02:00 до 04:00.
Расписание движения поездов: Киевский вокзал - отправление
№ поезда
Станция назначения
Отправление
Категория поезда
Периодичность
Время в пути
Прибытие
099ча
брянск
23.50
фирменный
ежедневно
06.00
05.50
243ма
евпатория
08.36
скорый
ежедневно
25.07
09.43
089ва
жмеринка
13.43
скорый
ежедневно
17.25
07.08
061ча
знаменка
15.25
скорый
7 раз в 2 недели
91.15
10.40
883ма
калуга
07.20
электричка
ежедневно
02.35
09.55
889ма
калуга
19.10
электричка
ежедневно
02.37
21.47
001ва
киев
23.23
фирменный
7 раз в 2 недели
09.37
09.00
001яа
киев
23.23
фирменный
7 раз в 2 недели
09.37
09.00
003ма
киев
21.29
фирменный
ежедневно
37.19
10.48
005яа
киев
20.25
фирменный
ежедневно
12.23
08.48
021ма
киев
22.50
скорый
1 раз в неделю
13.18
12.08
041ва
киев
16.46
скорый
ежедневно
13.33
06.19
047ьа
кишинэу
19.37
скорый
ежедневно
28.22
23.59
065ма
кишинэу
16.25
скорый
ежедневно
26.52
19.17
341фа
кишинэу
12.43
пассажирский
ежедневно
55.45
20.28
085ча
климово
19.46
скорый
ежедневно
12.19
08.05
077ма
ковель
16.38
фирменный
ежедневно
73.23
18.01
079еа
кременчуг
13.12
скорый
7 раз в 2 недели
42.38
07.50
073аа
львов
15.48
скорый
ежедневно
47.09
14.57
023ма
одесса
21.20
фирменный
ежедневно
22.49
20.09
033ма
одесса
10.48
скорый
4 раза в неделю
26.08
12.56
117ма
сумы
18.01
скорый
ежедневно
38.31
08.32
015ва
ужгород
22.13
скорый
ежедневно
31.15
05.28
223ва
феодосия
09.27
скорый
9 раз в 2 недели
25.09
10.36
055ма
хмельницкий
19.10
скорый
ежедневно
17.32
12.42
141ма
черновцы
12.35
скорый
ежедневно
52.32
17.07
Расписанте движения поездов: Киевский вокзал - прибытие