Савеловский вокзал

Железнодорожная станция Москва-Бутырская.

Вокзал расположен на пл. Бутырской заставы.
От вокзала отправляются электропоезда до Дубны (туда курсирует также электропоезд-экспресс с остановками в Большой Волге и Дмитрове) и Савелово (Кимры). По пути их следования — Долгопрудный, Лобня, Дмитров, Талдом и так далее. Часть поездов идут на Белорусское направление.
Пересадка на железнодорожную платформу Савёловская. Пересадка на станцию метро «Савёловская».
Савеловский вокзал — самый молодой вокзал Москвы.
В 2002 году ему исполнилось 100 лет. Это единственный московский вокзал, имя которому дал не город, а село. Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат. Во многом благодаря его энергии, концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании — Второму Обществу подъездных путей, была передана «Ярославке».
В 1897 г. Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив Высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, которое находится на берегу Волги, напротив Кимр. Новая ветка была не очень крупной — 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Для строительства Савеловской линии создали специальное Управление «под заведыванием начальника работ инженера К. А. Савицкого». Дорога предполагалась однопутной. Пропускная способность — две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения — 20 верст в час. Пути стоили с двух сторон — от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов — Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога. Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для размещения вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы. Там цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до Камер-коллежского Вала. Получив после многочисленных проволочек разрешение Московской Городской Думы, строители завезли к Бутырской заставе камень, песок и другие материалы. К зиме 1899 года планировали завершить возведение здания. Но работы решено было неожиданно приостановить, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила Правлению Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте. К началу 1900 г. основные работы на Савеловской ветке были завершены, и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства, потому что, доехав по Ярославской дороге до «поста 10-ой версты», они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги. Летом 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась.
В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось. Работами руководил инженер А. С. Сумароков. Предполагают, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным. У него не было даже парадного входа. Оно было, в основном, — одноэтажным, лишь по центру — двухэтажным. Предполагалось на втором этаже разместить служебные квартиры. Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак. Он значительно превосходил своими размерами вокзальное здание. В этом воинском бараке предполагалось разместить временную пассажирскую станцию. В некотором отдалении раскинул свои пути и Грузовой двор. К весне 1902 года строительные работы были завершены. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю), вокзал, получивший название Бутырский, был освящен. От него отправился первый поезд. «Новое здание вокзала, — писал тогда „Московский листок“, — и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд. Около 12 ч. дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале III кл. пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания св. водою все присутствующие были приглашены в зал 1 кл., где было подано шампанское».
Регулярное движение поездов открылось. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10.35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7.30 вечера — почтовый. Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской по Сущевскому валу до Марьиной рощи, с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили, в основном, лишь извозчики, мастеровые и огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод. Он рассчитывал на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю. Этот вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская Городская Дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда. С 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Так жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу.
Долгие годы Бутырский вокзал, позже переименованный в Савеловский, успешно выполнял свою работу. По мере роста перевозок, особенно пригородных, вокзал стал отставать от времени, ветшал. В 80-х годах было принято решение о его капитальном ремонте и реставрации. Проект подготовил коллектив Института Мосжелдорпроект под руководством Я. В. Шамрая. Несколько лет велись работы. Движение поездов при этом не прекращалось, билетные кассы работали во временных помещениях. 1 сентября 1992 г., через 90 лет после постройки, обновленный и помолодевший вокзал вновь распахнул свои двери. Вокзал стал двухэтажным, но сохранил прежний архитектурный облик. Сегодня Савеловский вокзал — это современный пассажирский комплекс, предлагающий пассажирам железных дорог широкий спектр услуг.