Казанский вокзал

Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Казанская.

Вокзал расположен на Комсомольской площади — площади Трёх вокзалов. С него отправляются поезда дальнего следования, а также пригородные поезда в двух направлениях — на Муром (восточное направление) и на Рязань (юго-восточное направление). Разветвление по направлениям — в городе Люберцы, на станции Люберцы I.
Казанский вокзал Москвы по праву считается выдающимся творением отечественной архитектуры. Однако таким, каким мы его знаем, вокзал стал не сразу.
В 1862 году, когда был открыт первый, Коломенский участок Московско-Рязанской железной дороги, в газетах Москвы писалось: «Пока в устройстве дороги еще много несовершенств, ни на одной станции вокзалы еще не отстроены." На самом деле, Московско-Рязанская линия, позже переименованная в Московско-Казанскую, была пущена в эксплуатацию с недоделками. Большинство платформ не были готовы, из вагонов приходилось выпрыгивать. Даже в Москве пассажиров снимали с лестниц вагонов, а дам выносили на руках. Пассажиры жаловались.
Первый временный вокзал Рязанской дороги в Москве находился в небольшом деревянном домике. Лишь 1864 г. появился каменный вокзал. Построил его архитектор М. Ю. Левестам. Он стал третьим вокзалом на Каланчевском поле. У небольшого здания Рязанского вокзала — общая кровля с дебаркадерным покрытием над путями и платформами. Над входом поднималась башенка с часами. Вокзал был тесным, неудобным и, с архитектурной точки зрения, не очень выразительным. От всего вокзального комплекса того времени до наших дней сохранилось лишь одноэтажное ажурное здание веерного депо, которое было выполнено в итальянском стиле.
Когда в 1893 г. железную дорогу продлили до Казани, поток пассажиров значительно возрос. Стала очевидной необходимость нового вокзала. Правление дороги рассмотрело несколько проектов переустройства вокзального здания. Но даже наиболее удачный вариант имел серьезные недостатки и не был утвержден Министерством. В 1907 г. была подана вторая заявка на новый вокзал. Она тоже не получила поддержки. Положение становилось критическим. Вот почему в 1910 г. старое здание в спешном порядке реконструировали: были значительно расширены помещения I и II класса. Это не решало всех проблем, вскоре был объявлен конкурс на проект нового вокзала.
Самыми интересными из всех представленных на конкурс оказались три проекта: академика архитектуры Ф. О. Шехтеля, академика архитектуры А. В. Щусева и художника Е. Н. Фелейзера. Основное отличие варианта, предложенного Щусевым, заключалось в том, что он перенес главные архитектурные формы с узкого Рязанского проезда на угол Каланчевской площади, «повернув тем самым всю композицию лицом в наиболее выгодную для города сторону». Благодаря именно этому, правление дороги постановило 29 октября 1911 года строить новый вокзал по проекту Щусева. 12 ноября 1913 года, после необходимых согласований, проект был утвержден в МПС. Строительство возглавил сам архитектор.
В июле 1912 г., не дожидаясь окончательного решения МПС по новому проекту, начали строить на станции Москва-Пассажирская временный двухэтажный вокзал. В феврале 1913 г. в него были переведены основные службы. Старое здание сломали. Открыть новый Казанский вокзал планировали к 1 ноября 1916 г.
В газете «Московские ведомости» писалось: «Новый Казанский вокзал, сооружаемый по проекту и под наблюдением А. В. Щусева, будет грандиозным сооружением, выходя фасадами на Каланчевскую площадь, Рязанский проезд и Рязанскую улицу. Общий объем всего помещения составит 60 тыс. куб. сажен. Постройка вокзала с полным его оборудованием исчислена по смете в 7 млн. Центральный вход, ведущий с площади в вестибюль, будет увенчан башней — башней княжны Сююмбеки в Казани с гербами Казанского царства — золотым стилизованным петушком, тут же под башней — громадные часы».
Огромный вестибюль собирались отделать с роскошью. Панно работы Н. К. Рериха, изображающее битву с татарами при Керженце и покорение Казани, должно было украсить стены вокзала. Пол в вестибюле собирались сделать из черного и красного порфира. Рядом с перронным залом планировали расположить зал ожидания восьмигранной формы, со звездчатым сводчатым куполом, просветы которого собирались расписать в восточном вкусе. Выходы из вестибюля и перронного зала, как писалось в газете «Московские ведомости," «ведут в громадный зал-ресторан I и II кл. Он будет обставлен в стиле Петровской эпохи. Стены затянуты зелеными с розовым шпалерами. Деревянный резной плафон будет изображать в аллегорическом виде города и народности тех губерний, с которыми соприкасается линия Московско-Казанской железной дороги. Особый вестибюль для прибывающих пассажиров, отделенный от зала-ресторана служебными помещениями, выводит с платформы приходящих поездов прямо на Рязанский проезд. Правая часть здания вокзала по Каланчевской площади отводится под багажный зал и зал III кл. Вход в багажный зал расположен вблизи центрального входа и будет украшен гербами Москвы, Рязани и Казани. Для пассажиров IV кл. и воинских команд отводится особое помещение. Центральную часть вокзала займут 6 крытых платформ, длиной по 80 саж., с 12- ю подъездными к ним путями».
Действительно, Щусев задумал вокзал не только как функциональное здание, но и как произведение архитектуры, призванное украсить и Каланчевскую площадь, и Москву. Для росписи залов были приглашены выдающиеся художники: А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиев, З. Е. Серебрякова, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих, А. Е. Яковлев, И. А. Билибин, а позднее — Е. Е. Лансере. Но не все из задуманного удалось осуществить.
Началась первая мировая война, затем революция, гражданская война.
В марте 1918 г. все железные дороги РСФСР, в том числе и Московско-Казанская, были национализированы. Возобновились работы на стройке, хотя стройматериалов не хватало. В 1919 г., когда в главном корпусе смонтировали электроосвещение, состоялось открытие части вокзала. К июню 1922 г. на Казанском вокзале были готовы новые пассажирские залы. Временный деревянный вокзал, прослуживший 10 лет, был сломан. В 1926 г. первый этап строительства был завершен, а в 1940 г. завершили второй этап строительства.
Еще в самом начале строительства Щусев настоял на устройстве часов с боем. Заказал для них в Петербурге бронзовые знаки зодиака, рисунки которых выполнил сам. Однако знаменитые вокзальные часы работы часового мастера В. Пушкарева были пущены только в 1923 г. Они работали до осени 1941 г. От разрыва фугасной бомбы колокол был сброшен. Водрузили его обратно лишь в 70-х годах.
Во второй половине ХХ века вокзал развивался и обновлялся. В 50-е годы был построен подземный зал для пригородных пассажиров, имеющий выход в метрополитен.
Крупномасштабная реконструкция вокзала, в ходе которой была увеличена его пропускная способность, началась в 70-е годы. Одновременно многое было сделано для реализации и восстановления архитектурно-художественного замысла А. В. Щусева. В 1990 г. были построены новые залы ожидания, переходы от поездов к станциям метро и на Комсомольскую площадь. Самым протяженным в столице стал подземный тоннель, соединяющий все три железнодорожных вокзала Комсомольской площади. Над платформами появилось уникальное крупнопролетное перекрытие площадью 17 тыcяч квадратных метров.
Завершили реконструкцию в 1997 г., к 850-летию Москвы. На Новорязанской улице и Рязанском проезде построили новые корпуса, сохраняющие общий стиль Казанского вокзала. Возводились они на основе сохранившихся чертежей Щусева (1873–1949).
Сегодня Казанский вокзал — это современный комплекс, предлагающий пассажирам разнообразные услуги, и одновременно — памятник архитектуры, принесший автору мировую известность.
Дополнительная информация
Адрес: Комсомольская пл., д. 2
Телефон: 266-23-00
Возможен гибкий режим работы билетной кассы, технологический перерыв — с 03:00 — до 04:00.

Расписание движения поездов: Казанский вокзал - отправление

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

012ча 

адлер

22.35

 фирменный

7 раз в 2 недели

34.22

08.57

102ма 

адлер

10.10

 фирменный

ежедневно

25.28

11.38

104ма 

адлер

08.20

 скорый

ежедневно

27.29

11.49

248ча 

анапа

23.28

 скорый

ежедневно

30.32

06.00

072ца 

астана

22.45

 скорый

7 раз в 2 недели

59.12

09.57

080га 

берещино

20.48

 скорый

ежедневно

09.24

06.12

028ща 

бишкек

23.10

 скорый

кроме вт, пт, вс

146.23

01.33

334йа 

бугульма

14.27

 пассажирский

7 раз в 2 недели

25.40

16.07

012эе 

веселое

22.35

 скорый

ежедневно

34.00

08.35

034са 

владикавказ

21.48

 скорый

ежедневно

35.32

09.20

382яа 

грозный

14.37

 пассажирский

7 раз в 2 недели

42.00

08.37

124йа 

димитровград

14.27

 скорый

7 раз в 2 недели

18.29

08.56

320эа 

душанбе

12.08

 пассажирский

по ср, пт, вс

75.51

15.59

058га 

йошкар-ола

16.40

 фирменный

ежедневно

14.40

07.20

050ма 

казань

19.20

 скорый

ежедневно

13.04

08.24

084ца 

караганда

22.45

 скорый

7 раз в 2 недели

60.25

11.10

004са 

кисловодск

08.10

 фирменный

ежедневно

26.44

10.54

112ма 

круглое поле

22.16

 скорый

ежедневно

21.26

19.42

330ча 

куляб

12.08

 пассажирский

по пн, чт

83.36

23.44

086ва 

махачкала

15.35

 скорый

ежедневно

40.37

08.12

366яа 

назрань

14.37

 пассажирский

3 раза в 2 недели

40.23

07.00

062ча 

нальчик

19.50

 скорый

ежедневно

34.46

06.36

024ма 

нижний новгород

23.35

 фирменный

ежедневно

06.48

06.23

118еа 

новокузнецк

13.20

 скорый

7 раз в 2 недели

60.54

02.14

030са 

новороссийск

10.20

 фирменный

ежедневно

23.25

09.45

126эа 

новороссийск

00.25

 скорый

ежедневно

30.47

07.12

032уа 

оренбург

17.20

 скорый

ежедневно

26.10

19.30

132уа 

орск

15.25

 скорый

ежедневно

36.29

03.54

052йа 

пенза

20.40

 скорый

ежедневно

11.35

08.15

302йа 

пенза

16.20

 пассажирский

ежедневно

14.35

06.55

020са 

ростов

14.17

 скорый

ежедневно

17.36

07.53

100са 

ростов

18.38

 скорый

ежедневно

17.37

12.15

840ха 

рязань

07.15

 электричка

ежедневно

02.50

10.05

842ма 

рязань

12.42

 электричка

ежедневно

02.47

15.29

844ха 

рязань

18.20

 электричка

ежедневно

02.40

21.00

010йа 

самара

18.10

 фирменный

ежедневно

14.30

08.40

056ма 

самара

14.08

 скорый

ежедневно

17.40

07.48

068йа 

самара

21.20

 скорый

7 раз в 2 недели

15.55

13.15

042йа 

саранск

21.30

 фирменный

ежедневно

10.00

07.30

122йа 

саранск

12.26

 скорый

7 раз в 2 недели

10.49

23.15

092иа 

северобайкальск

12.40

 скорый

7 раз в 2 недели

92.20

09.00

098га 

сергач

22.24

 скорый

ежедневно

08.21

06.45

006фа 

ташкент

23.25

 скорый

по пн, ср, пт

114.40

18.05

066йа 

тольятти

16.10

 скорый

ежедневно

18.46

10.56

022йа 

ульяновск

19.08

 скорый

ежедневно

14.22

09.30

040йа 

уфа

17.08

 фирменный

ежедневно

25.37

18.45

356йа 

уфа

12.26

 пассажирский

7 раз в 2 недели

31.16

19.42

014еа 

челябинск

20.08

 фирменный

ежедневно

34.22

06.30

392уа 

челябинск

15.15

 пассажирский

ежедневно

41.34

08.49

 

Расписание движения поездов: Казанский вокзал - прибытие

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

012са 

адлер

08.45

 фирменный

ежедневно

30.50

15.35

102са 

адлер

17.35

 фирменный

ежедневно

25.25

19.00

104са 

адлер

16.54

 скорый

ежедневно

25.58

18.52

071ца 

астана

05.35

 скорый

7 раз в 2 недели

81.55

15.30

605це 

балхаш

16.50

 местный

3 раза в 2 недели

118.40

15.30

080жа 

берещино

20.30

 скорый

ежедневно

10.24

06.54

027ща 

бишкек

08.55

 скорый

4 раза в неделю

125.03

13.58

333йа 

бугульма

04.01

 пассажирский

7 раз в 2 недели

25.11

05.12

033са 

владикавказ

17.43

 скорый

ежедневно

36.46

06.29

382са 

грозный

16.20

 пассажирский

7 раз в 2 недели

41.40

10.00

123йа 

димитровград

11.03

 скорый

7 раз в 2 недели

18.12

05.15

319за 

душанбе

02.39

 пассажирский

кроме пн, пт

120.49

03.28

595га 

ижевск

10.22

 пассажирский

1 раз в 2 недели

19.21

05.43

058жа 

йошкар-ола

18.00

 фирменный

ежедневно

15.00

09.00

049га 

казань

21.35

 скорый

ежедневно

13.00

10.35

083ца 

караганда

05.10

 скорый

7 раз в 2 недели

58.20

15.30

003са 

кисловодск

18.35

 фирменный

ежедневно

26.35

21.10

112йа 

круглое поле

07.35

 скорый

ежедневно

22.36

06.11

329за 

куляб

17.07

 пассажирский

кроме пн, чт, пт

130.21

03.28

687жд 

кумертау

10.50

 местный

7 раз в 2 недели

42.02

04.52

376тл 

лениногорск

20.45

 пассажирский

7 раз в 2 недели

138.45

15.30

093ец 

магнитогорск

17.30

 фирменный

7 раз в 2 недели

36.20

05.50

085са 

махачкала

18.45

 скорый

ежедневно

40.10

10.55

365са 

назрань

17.00

 пассажирский

2 раза в неделю

41.00

10.00

061са 

нальчик

16.20

 скорый

ежедневно

36.10

04.30

023эа 

нижний новгород

23.35

 фирменный

ежедневно

07.23

06.58

117на 

новокузнецк

18.30

 скорый

7 раз в 2 недели

59.13

05.43

030йа 

новороссийск

20.40

 фирменный

ежедневно

24.20

21.00

126са 

новороссийск

14.20

 скорый

ежедневно

29.17

19.37

031уа 

оренбург

08.50

 скорый

ежедневно

25.39

10.29

131уа 

орск

20.33

 скорый

ежедневно

37.05

09.38

673хм 

павлодар

17.48

 местный

7 раз в 2 недели

117.42

15.30

051йа 

пенза

20.40

 скорый

ежедневно

11.43

08.23

301йа 

пенза

16.27

 пассажирский

ежедневно

13.28

05.55

080эа 

первомайск

19.55

 скорый

ежедневно

34.59

06.54

019са 

ростов

20.10

 скорый

ежедневно

18.10

14.20

099са 

ростов

13.30

 скорый

ежедневно

18.05

07.35

841ма 

рязань

07.50

 электричка

ежедневно

02.34

10.24

843ха 

рязань

13.00

 электричка

ежедневно

02.53

15.53

845ма 

рязань

16.58

 электричка

ежедневно

02.54

19.52

009йа 

самара

17.20

 фирменный

ежедневно

14.35

07.55

055йа 

самара

12.33

 скорый

ежедневно

17.30

06.03

067йа 

самара

12.12

 скорый

7 раз в 2 недели

17.00

05.12

041йа 

саранск

19.40

 фирменный

ежедневно

10.05

05.45

121йа 

саранск

17.20

 скорый

7 раз в 2 недели

11.32

04.52

091иа 

северобайкальск

07.51

 скорый

7 раз в 2 недели

92.41

04.32

097жа 

сергач

20.05

 скорый

ежедневно

09.23

05.28

005фа 

ташкент

18.35

 скорый

по вт, чт, вс

139.35

14.10

066эа 

тольятти

16.00

 скорый

ежедневно

18.24

10.24

021йа 

ульяновск

19.00

 скорый

ежедневно

14.30

09.30

039йа 

уфа

07.00

 фирменный

ежедневно

26.08

09.08

355йа 

уфа

22.10

 пассажирский

7 раз в 2 недели

30.42

04.52

417жа 

уфа

19.40

 пассажирский

1 раз в 2 недели

33.16

04.56

609йц 

уфа

19.40

 местный

ежедневно

34.31

06.11

013уа 

челябинск

19.45

 фирменный

ежедневно

34.35

06.20

391уа 

челябинск

18.00

 пассажирский

ежедневно

41.05

11.05

Расписание рекламное, возможны изменения

Top.Mail.Ru