Белорусский вокзал

Железнодорожная станция Москва-Пассажирская-Смоленская.

Белорусский вокзал находится на площади Тверская застава. Он обслуживает поезда дальнего следования западного и, после перевода Савёловского вокзала исключительно на обслуживание пригородных поездов, северного (по Савёловской ветке, на Рыбинск) направлений России и зарубежья, пригородные поезда (электрички) Белорусского направления МЖД (до конечных остановок Вязьма, Усово, Звенигород) и транзитные электропоезда Савёловского и Курского направлений. Пересадка на станции метро «Белорусская (Кольцевая)» и «Белорусская (Замоскворецкая)».
От Тверской заставы на западе Москвы во второй половине 60-х годов XIX века начали прокладку железной дороги. Она вела к Смоленску, а от него — к Бресту, затем — на Варшаву.
Эта дорога называлась Московско-Смоленской.
Смоленские промышленники охотно давали деньги на будущую железную дорогу, потому что были заинтересованы в соединении с Москвой. Москвичи тоже понимали выгодность этой дороги. Государь Император позволил Смоленскому земству провести дорогу за свой счет.
В апреле 1867 г. Московской Городской Думой было принято решение бесплатно уступить железной дороге участки городской пустопорожней земли, которые могут понадобиться под Московскую станцию и под саму дорогу как в черте города, так и в городских владениях.
23 апреля 1868 г. император Александр II разрешил «приступить к работам по предполагаемой железной дороге от Смоленска до Москвы и утвердить в общем виде направление этой дороги». Оставалось найти место для станции и вокзала.
Было решено, что самая удобная — местность у Тверской заставы. Это довольно близко к городу, что позволяло проложить от новой дороги соединительную ветку с Николаевской железной дорогой. Выбор был продиктован и экономическими соображениями: большая часть земель, предназначаемых под станцию и пути, не приносила городу никакого дохода. Издержки города на отчуждение частных земель и снос построек составили всего 50 тыс. рублей.
Новая железная дорога проходила через место конских скачек. Однако генерал-губернатор князь В. А. Долгоруков, хотя сам и являлся президентом «Императорского Московского Скакового общества», не смог удовлетворить просьбу коннозаводчиков об оказании содействия, «дабы линию означенной дороги отклонить от ипподромов, на сколько окажется возможным».
В конце апреля 1869 г. началось строительство вокзала. Ему дали название Смоленский. Крупный предприниматель, владелец кирпичных заводов статский советник Немчинов, согласно контракту, стал ответственным за строительство зданий, за возведение построек. Сегодня о нем напоминает название станции Немчиновка. Она была устроена по просьбе братьев Немчиновых, основавших в пригороде Москвы дачный поселок.
Однопутную Московско-Смоленскую железную дорогу строили одновременно из Смоленска и из Москвы.
9 августа 1870 г. от Смоленска до Гжатска (сейчас — г. Гагарин) прошли первые рабочие поезда. На московском участке путь до станции Бородино был уже готов. Спешно укладывались рельсы до Гжатска: 25 августа ожидалась комиссия по приемке линии. На дорогу стал поступать подвижной состав, который был заказан в Европе.
Вокзал тоже строился очень быстро: к началу сентября двухэтажное каменное здание было уже оштукатурено.
19 сентября 1870 г. состоялось торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги. О новом вокзале — шестом по счету и втором (после Николаевского) по размерам в Москве — писали: «Станция представляет собой довольно красивое здание. С открытием движения по Смоленской дороге вся местность, прилегающая к Тверской заставе и четырем Ямским улицам, сильно оживится: уже теперь цены на дома и пустопорожние земли здесь возвысились довольно значительно».
До ноября 1871 г. вокзал носил название «Смоленский». Железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста. Линия Москва — Брест стала самой протяженной в стране (1100 км). Вокзал в Москве стал называться Брестским. Весной 1896 г. в связи с предстоящей коронацией Николая II известному архитектору Льву Кекушеву было поручено срочно построить для встречи царской семьи на Брестском вокзале Императорский павильон. Так в начале мая в правой части вокзала появился деревянный терем.
Внутри это здание было выполнено в псевдорусском стиле, восхищало богатым убранством. В средствах, выделенных на строительство, недостатка не было. Стены и потолки Императорского павильона были оббиты тиком стального цвета, фризы и потолок украшали золоченые орнаменты. Мебель привезли французскую. Терем делился на три части: в центре была приемная, по бокам — крытые застекленные галереи, за ними до самой платформы шли следующие галереи — крытые, но без стекла. Крыльцо венчал рельефный государственный герб. Рядом стоял флагшток, на котором 6 мая 1896 г., в момент прибытия царского поезда, был поднят императорский штандарт. Выход из павильона на вокзальную площадь застилал бархатный ковер.
Императорский павильон долго служил для торжественных встреч знатных особ. Лишь в 1908 г. во время строительства современного вокзального здания его разобрали.
Прошло время, росли пассажирские перевозки — и Брестский вокзал стал тесен. В начале 90-х годов XIX века железная дорога стала двухпутной, а платформа отправления была одна. Вокзальные помещения, особенно третьего класса, уже не могли вместить в себя пассажиров даже одного поезда. Начальник дороги Д. А. Кригер, начиная с 1898 года, постоянно обращался в МПС с просьбой выделить деньги на обновление и расширение станции (с 1 июня 1896 г. дорога стала казенной). Лишь в 1907 году удалось приступить к реконструкции вокзала.
Автором проекта нового Брестского вокзала стал архитектор И. Струков. Здание состояло из двух корпусов, которые сходились под тупым углом. Угловая часть — в то время одноэтажная — предназначалась под царские покои и получила название «Царский угол». Деятельное участие в строительстве принимал новый начальник дороги, военный инженер, генерал Ф. Мец.
К весне 1910 г. правое крыло здания было готово. На вокзале появились четыре посадочные платформы. Крайняя, Императорская, была одновременно и передаточной — через соединительную ветку с Николаевской магистралью.
25 мая 1910 торжественно открыли первую очередь вокзала. 26 февраля 1912 г., почти через 2 года, состоялось церемония освящения левого крыла вокзала.
Новый вокзал был красивым и просторным, его площадь в 3 раза превышала площадь прежнего вокзала. Реконструкция обошлась казне почти в миллион рублей, но деньги были потрачены не напрасно.
Архитектурный облик здания, отделка интерьеров, новейшее техническое оборудование телеграфа и билетных касс, где впервые в Москве были установлены аппараты, печатающие железнодорожные билеты, вызывали всеобщее восхищение. Пресса особо подчеркивала, что «все здание выполнили из железа и бетона, что оно безопасно в пожарном отношении».
Построенный в стиле неоклассицизма с элементами ложной готики и ампира, вокзал, действительно, получился очень выразительным. Фасад здания украшали картуши в виде щитов с железнодорожными эмблемами. Над входами в залы для пассажиров возвышались четыре изящные башенки с флагштоками.
В год открытия нового Брестского вокзала Россия праздновала столетие войны с Наполеоном. В связи с этим «по всеподданнейшему докладу г- на Министра Путей Сообщения С. В. Рухлова 4 мая 1912 г. последовало Высочайшее Его Императорского Величества соизволение на переименование Московско-Брестской железной дороги в Александровскую». Именно с этого времени вокзал получил название Александровского, а паровозы и вагоны стали украшать объемные вензеля Александра. Позже, из-за того, что они были дорогими, их стали просто рисовать на стенках подвижного состава.
В дни первой мировой войны Брестский вокзал одним из первых стал фронтовым. Отсюда отправлялись эшелоны на запад, сюда привозили раненых, для которых были организованы первые пункты питания.
В августе 1922 г. Александровскую и Московско-Балтийскую дороги объединили в Московско-Белорусско-Балтийскую, и вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. С мая 1936 г., после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил свое теперешнее имя — Белорусский. Под этим именем он вошел в историю Великой Отечественной войны как вокзал, с которого эшелоны уходили на фронт во имя Великой Победы.
Отреставрированный Белорусский вокзал несколько раз перестраивался. Благодаря умелой и бережной реконструкции, мы и сегодня можем любоваться величественным фасадом здания, его лепными украшениями и орнаментом, сохранившими свой первоначальный вид. Белорусский вокзал — это не только памятник отечественного зодчества. Это современный вокзальный комплекс, отвечающий мировым стандартам.

Расписание движения поездов: Беларусский вокзал - отправление

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

350ма 

анапа

22.23

 пассажирский

ежедневно

37.02

11.25

013йа 

берлин

08.00

 скорый

кроме пн, сб

29.09

13.09

027ба 

брест

15.43

 скорый

ежедневно

14.47

06.30

075фа 

брест

15.53

 скорый

ежедневно

48.19

16.12

131ба 

брест

23.34

 скорый

ежедневно

14.08

13.42

395ба 

брест

19.37

 пассажирский

ежедневно

65.41

13.18

009яа 

варшава

16.50

 скорый

ежедневно

67.45

12.35

011ба 

варшава

21.09

 скорый

ежедневно

20.05

17.14

005та 

вильнюс

18.55

 скорый

ежедневно

14.05

09.00

055ба 

гомель

21.19

 фирменный

ежедневно

13.13

10.32

077ща 

гродно

17.08

 фирменный

ежедневно

16.31

09.39

029ча 

калининград

13.54

 фирменный

ежедневно

22.09

12.03

147ча 

калининград

19.26

 скорый

ежедневно

22.43

18.09

001ба 

минск

22.25

 фирменный

ежедневно

10.04

08.29

003ба 

минск

23.21

 фирменный

7 раз в 2 недели

07.45

07.06

007ма 

минск

23.21

 фирменный

7 раз в 2 недели

07.45

07.06

025ба 

минск

10.29

 скорый

ежедневно

10.37

21.06

055фа 

могилев

21.19

 фирменный

ежедневно

09.01

06.20

039ща 

полоцк

21.44

 фирменный

ежедневно

10.55

08.39

021яа 

прага

23.44

 скорый

ежедневно

31.21

07.05

603эа 

смоленск

23.54

 фирменный

ежедневно

06.36

06.30

 

Расписание движения поездов: Беларусский вокзал - прибытие

№ поезда

Станция назначения

Отправление

Категория поезда

Периодичность

Время в пути

Прибытие

396фа 

барановичи

02.17

 пассажирский

1 раз в 2 недели

38.06

16.23

014йа 

берлин

17.07

 скорый

кроме пн, ср

99.28

20.35

028ба 

брест

18.40

 скорый

ежедневно

38.40

09.20

076ща 

брест

11.14

 скорый

ежедневно

24.26

11.40

132ба 

брест

05.30

 скорый

кроме чт

38.24

19.54

396ба 

брест

22.44

 пассажирский

ежедневно

41.39

16.23

010жа 

варшава

16.45

 скорый

ежедневно

91.00

11.45

012ба 

варшава

15.00

 скорый

ежедневно

43.33

10.33

116бе 

варшава

21.50

 скорый

11 раз в 2 недели

94.04

19.54

953ац 

весьегонск

14.11

 грузо-пассажирский

по вт, сб

16.15

06.26

006та 

вильнюс

18.00

 скорый

ежедневно

38.58

08.58

055ьа 

гомель

20.36

 фирменный

ежедневно

37.19

09.55

078ба 

гродно

18.22

 фирменный

ежедневно

40.04

10.26

030ча 

калининград

11.50

 фирменный

ежедневно

45.37

09.27

148ча 

калининград

16.39

 скорый

ежедневно

46.42

15.21

002ба 

минск

22.55

 фирменный

ежедневно

33.51

08.46

004ба 

минск

22.47

 фирменный

7 раз в 2 недели

07.47

06.34

008ба 

минск

22.47

 фирменный

3 раза в неделю

07.47

06.34

026ба 

минск

19.26

 скорый

ежедневно

10.30

05.56

096бд 

минск

15.52

 скорый

3 раза в неделю

19.48

11.40

098бд 

минск

15.52

 скорый

1 раз в 2 недели

19.48

11.40

056фа 

могилев

00.47

 фирменный

ежедневно

33.08

09.55

959ац 

пестово

15.28

 грузо-пассажирский

по вт, сб

14.58

06.26

039ба 

полоцк

18.58

 фирменный

ежедневно

34.51

05.49

022аа 

прага

01.00

 скорый

ежедневно

55.05

08.05

601яа 

рыбинск

20.40

 фирменный

по вт, чт, сб

09.46

06.26

604га 

смоленск

23.00

 фирменный

ежедневно

06.42

05.42

654бб 

солигорск

17.02

 местный

ежедневно

64.53

09.55

952ац 

углич

22.50

 грузо-пассажирский

по вт, сб

07.36

06.26

Расписание рекламное, возможны изменения